Буллинг или школьная травля
27 января — Международный день борьбы
с буллингом (школьной травлей)
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян). Сознательное жестокое отношение, физическое и психическое, со стороны одного или группы детей к другому ребенку называется «буллинг».
Впервые этот термин ввел английский журналист Эндрю Адамс в начале 90-х годов XX века. Тогда же появилось и понятие "буллинг в школе". Во многих странах для обозначения подобного явления чаще употребляется слово "моббинг" (групповое явление, агрессия одной команды против другой или против одного лица). Качественно иной характер имеет групповое насилие, связанное с определенным социально-возрастным статусом, которое обозначается словом хейзинг. В большинстве словарей хейзинг определяют как форму дисциплинарной деятельности, осуществляемой путем силовой возни, розыгрышей и грубых шуток, часто с применением унизительных или болезненных испытаний.
Буллинг и хейзинг рассматриваются в цивилизованном мире как серьезная социально-педагогическая проблема. Много занимаются этой проблемой и ученые – психологи, социологи, педагоги и криминалисты. Явление изучают всерьез, с разных сторон, на многотысячных выборках. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, в каком-то смысле это один из аспектов маскулинности и социализации мальчиков, – а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий. Обидчиками могут быть и девочки-подростки, то есть травля не обязательно совершается мальчиками. Буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни.
В художественной форме эта проблема была психологически точно поставлена в замечательном фильме Ролана Быкова «Чучело».
Классификация школьного буллинга с точки зрения права: преступление
- физическое насилие: хулиганство, нанесение менее тяжких, тяжких и особо тяжких телесных повреждений, убийство, другие преступления против личности и собственности несовершеннолетних;
2) сексуальное насилие – преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних;
3) эмоциональное насилие – клевета, доведение до самоубийства.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
Прежде всего, родителям надо знать:
1.Что их ребенок может быть подвержен школьной и даже детсадовской дедовщине.
2. Что дедовщина процветает не только в армии.
3.Что никакой гарантии, что их ребенок не попадет в группу риска по дедовщине, у них нет. Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники, и не только дразнить, но и даже бить.
Если же в самом деле что-либо из этого с ним вдруг произойдёт, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям.
Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему:
- Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода.
- Не хвастаться – ни своими успехами, ни своими родителями, ни своими электронными игрушками.
- Не зазнаваться.
- Не задираться.
- Не показывать свое превосходство над другими.
- Не демонстрировать свою элитарность.
- Не ябедничать.
- Не подлизываться к учителям.
- Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека, короче говоря, не плыть против течения своего «коллектива».
- Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.
- Не демонстрировать свою физическую силу.
- Не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или какими-то физическими дефектами. Не показывать свою слабость.
- Посоветуйте еще также ему:
- Найти общий язык с каждым учеником в своём классе.
- Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей.
- Приглашать одноклассников в гости.
- Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.
- Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
- Научиться уважать мнение своих одноклассников.
Если у Вашего ребенка есть какие-то физические дефекты или хронические заболевания, а также комплексы, необходимо:
- Стараться «вылечить» их по мере возможности.
- Предупредить ребенка, что, если даже эти «особенности» и станут причиной неприятия его в классе, то вины его в этом нет, и Вы сделаете все от Вас возможное, чтобы «вылечить» эти комплексы и «дефекты».
- Предупредить учителей и директора школы об этих «особенностях» ребенка, чтобы они «защищали» его от нападок одноклассников.
- Рассказать школьному психологу об этих особенностях ребенка.
- Любыми способами повышать самооценку своего ребенка.
- Если Ваш ребенок выделяется среди других детей в классе своей одержимостью, объяснить ему, что: Даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими. Своим даром надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать их от себя. Одаренность Вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали бы ему (он должен, благодаря ей, защищать честь школы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, а не отказываться от участия в этом, мотивируя свой отказ постоянной занятостью).
Для того чтобы Ваш ребенок не попал в группу риска по школьному буллингу, Вам желательно:
- Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они Вам кажутся неинтересными и ненужными.
- Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью.
- Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ,
СТАВШЕМУ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.
Если профилактические меры для попадания Вашего ребенка в группу риска по школьному буллингу не помогли, и школьник оказался жертвой дедовщины, Вы должны:
- Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним.
- Убедиться, что Ваш ребенок стал действительно жертвой школьного буллинга.
- Сообщить об этом учителю и школьному психологу.
- Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
- Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
- При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.
- При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам.


















