Экологическая акция «Посади дерево»
Олимпийский урок 2025
Удзел у грамадскай акцыі “Дай лесу новае жыццё”
Экскурсия на Глубокский молочно-консервный комбинат
Экскурсія ў г. Полацк
«Ориент-шоу 2024»
"Тропинками родного края"

Адаптация ребёнка в школе

Начало обучения в школе –является важным моментом в жизни каждого ребёнка. Кардинально меняется образ жизни: надо соблюдать режим дня, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Именно в этот период кроме радости, восторга от школы, начинают испытывать тревожность, перепады настроения.

Длительность процесса адаптации зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка: типа его темперамента, акцентуации характера; сформированности   положительных коммуникативных навыков; домашних условий; детско- родительских отношений и пр.

Большинство детей адаптируется к первому классу в течение первых двух месяцев обучения. Признаки успешной адаптации: быстро вливаются в коллектив,  приобретают новых друзей в классе, осваиваются в школе; почти всегда хорошее настроение; добросовестны, спокойны, доброжелательны. Выполняют требования учителя.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Признаки затруднения адаптации: поведение не соответствует требованиям школы; с трудом принимают ситуацию обучения; трудности в общении с учителем, одноклассниками; не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Такие дети испытывают трудности в освоении учебной программы. И только  к концу первого полугодия, поведение становятся адекватным  требованиям школы, учителя.

Третья группа- дети с большими трудностями в социально-психологической адаптации к школе. Признаки: такие учащиеся не осваивают учебную программу; преобладают  негативные формы поведения; отрицательные эмоции; агрессия и пр.

Трудности испытывает  все участники образовательного процесса: первоклассник, родитель, учитель. Понимая  и осознавая  особенности прохождения адаптации,  родители и педагоги могут оказать поддержку в благополучном  вхождении в  мир знаний.

Для поддержания физиологической адаптации ребенка к первому классу необходимо помнить:

-Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

— делать  перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью (через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку); проветривать класс, комнату ;

- Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
— следить за  осанкой, во избежание искривления позвоночника; за освещением рабочего места для предупреждения близорукости;
— выполнять  зарядку  для кистей рук;
— следить за  питанием ; вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
— не забывать о  занятии спортом;
— развивать  самостоятельность и ответственность ребёнка, как главные качества сохранения собственного здоровья.

Рекомендации родителям: Психологические условия адаптации первоклассников к школе.
1.Хвалите, поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
2. Не применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
Познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
4. Проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
5. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
6.  Сохраняйте благоприятный климат в семье.
7. Предоставляйте  ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.

8. Избегайте завышенных ожиданий и требований к    ребенку.
Часто такой груз становится непосильным и приводит к стрессу.


Несколько правил для родителей :

-Поддерживайте любознательность ребенка, чтобы  дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
- Всё начинайте  делать вместе с ребёнком. Формируйте  культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах.
-  Ставьте  ребёнка в ситуацию размышления. Не только  отвечайте  на вопросы  ребёнка, но и  побуждайте  его думать, предлагать, выбирать.
- Учите ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
азвивайте  внимание и память ребёнка.
- Создавайте  ситуацию успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. 
- Оценивайте  результат  деятельности ребёнка, не переносите  их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. 
Почаще вспоминайте  себя в его возрасте, ставить себя на место своего ребёнка .

Любите ребенка таким, каков он есть, а не его достижения.

— Не сравнивайте с другими детьми.

Честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

—Каждый день находите  время, чтобы побыть наедине .

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— Вспоминайте  себя в его возрасте, ставить себя на место своего ребёнка.